Инклюзивное образование
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования, которое предоставляет возможности каждому, несмотря на имеющиеся физические, социальные, языковые и другие особенности, быть вовлеченными в общий процесс обучения и воспитания.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
В МБОУ СОШ № 23 города Пятигорска созданы оптимальные специальные условия, включающие и определенную необходимую реорганизацию архитектурной среды, и соответствующие специфические девайсы с целью организации и осуществления процесса обучения детей-инвалидов обучающихся с ОВЗ и, таким образом, обеспечивающие техническое оснащение «безбарьерной среды».
Реконструкция архитектурной среды.
• Подъем на площадку крыльца оборудован пандусом
• Лестницы крыльца оборудованы поручнями.
• Дверные проемы на входе в здание школы расширены.
• На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей
Имеется специальное коррекционное и реабилитационное оборудование,
полученное в рамках программы «Доступная среда»
Оборудованы кабинеты учителя - логопеда, педагога - психолога, мастерские.. Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Объекты спорта представлены: спортивный зал для проведения учебных занятий. Имеется стадион и футбольное поле.
Библиотека в здании школы имеет рабочие зоны свободного доступа, оборудована читальным залом и книгохранилищем.
В учреждении функционирует столовая. Питание осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети — инвалиды и лица с ОВЗ получают бесплатное двухразовое питание.
На базе школы имеется лицензированный медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием.
Особые условия доступа для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 23.
Служба психолого- педагогического сопровождения
Целью деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической, социально-педагогической, логопедической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
• психолого- педагогический консилиум (ППк);
• совет профилактики;
• школьная служба медиации (примирения).
Определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:
• психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
• диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
• создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
• психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
• психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
• проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, асоциального, суицидального и т.п.);
• профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
• содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
• психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Психолого – педагогический консилиум
В школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого - педагогическое сопровождение обучающихся.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (Приказ от 28.08.2023 г. № 158)
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В состав психолого - педагогического консилиума входят:
• председатель ППк - директор Школы;
• заместитель председателя ППк - заместитель директора по УВР Школы;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• социальный педагог;
• опытные педагоги школы